На теневом экране Министр подземного королевства, превращающийся на глазах у зрителей в курицу (Чернушка): на голове вырастает хохолок и т.д.; в другом конце сцены мальчик Алёша.
Чернушка. Алёша! Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою и всё тебя люблю… Прощай! Мне позволено видеться с тобою на самое короткое время. Ещё в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест.
На руках у Чернушки появляются цепи.
Алёша. Что это такое?
Чернушка. Твоя нескромность причиною, что я осуждён носить эти цепи… но не плачь, Алёша! Твои слёзы помочь мне не могут. Одним только ты можешь утешить меня в моём несчастии: старайся исправиться и будь таким же добрым мальчиком, как был прежде. (Удаляется.)
Алёша (кричит). Чернушка! Чернушка!
Экрана нет (затемняется), лишь доносятся отдалённые крики: «Прощай, Алёша! Прощай навеки! »
Сцена полна света. Две дворовые девушки и боярыня. 1-я девушка заплетает боярыне косу, 2-я поёт песню на слова А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы».
Боярыня (перебивая). Девушки, да ведь сегодня Ивана Купала, сегодня и русалки косы заплетают!
2-я девушка. Не сегодня, боярыня, а в семик и троицын день заплетают русалки косы. На Ивана Купала они бегают с распущенными волосами и отманивают людей от папоротника, чтобы кто не сорвал его цвета.
1-я девушка. Бог с ними, мало ли что бывает в Иванов день, не приведи Бог увидеть!
Боярыня. А ты боишься русалок, Пашенька?
1-я девушка. Как их не бояться! Сегодня и в лес ходить страшно, всё равно что в троицын день или на русальную неделю. Девушку защекотят, молодца любовью иссушат!
2-я девушка. Говоришь, а сама не знаешь! Какие под Москвой русалки! Здесь их нет и заводу. Вот на Украйне, там другое дело, там русалок гибель. Сказывают, не одного доброго молодца с ума свели (Продолжает петь, но вполголоса.)
Боярыня (задумчиво). Девушки, что, в Литве есть русалки?
1-я девушка. Там-то их самая родина; что на Украйне, что в Литве…
2-я девушка напевает, в это время звучит фонограмма.
Фонограмма. «Погорельский воспитал меня, первые годы мои прошли в его имении, поэтому я и считаю Малороссию своей настоящей родиной. Моё детство было очень счастливо…»
Звуки набата. Полумрак. Все в тревоге застывают (кто-то в молитве) – и слышится громкий голос чтеца.
Голос чтеца(мелодекламация).
В колокол, мирно дремавший, с налёта тяжёлая бомба
Грянула; с треском кругом от неё разлетелись осколки.
Он же вздрогнул, и к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.
Толпа понемногу расходится, остаются лишь служанки сцены.
1-я служанка.
Узнали то татары:
«Ну, – думают, – не трусь!»
2-я служанка.
Надели шаровары,
Приехали на Русь.
1-я и 2-я (вместе).
«От вашего, мол, спора
Земля пошла вверх дном.
Постойте ж, мы вам скоро
Порядок заведём».
1-я. Кричат: «Давайте дани!»
2-я. (Хоть вон святых неси).
1-я и 2-я (вместе).
Тут много всякой дряни
Настало на Руси.
1-я.
Что день, то брат на брата
В Орду несёт извет;
2-я. Земля, кажись, богата –
Мужской голос.
Порядка ж вовсе нет.
Смотрите также
Мораль и религия
Актуальность. В настоящее время в российском обществе
происходит определённая "переоценка ценностей". Вместо прежней
системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утв ...
АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции
спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность
к формализму. Я полагаю, ...