В сочетании музыки и движения как равноценных средств воспитания применяются различные приемы. Можно учитывать в музыке только временные соотношения и на этой основе строить движение, а можно учитывать все данные музыки - ее содержание, ритм, динамику - и на этой более полной основе строить соответствующее движение. В построении ритмических упражнений применяются оба эти приема.
Кроме того, можно строить движение на принципе контраста: содержание, ритм и динамика музыки и движения могут противоречить друг другу, - в движении можно выявить «отношение» к данной музыке, - словом, возможны разнообразные видоизменения этого приема. Но если при сочетании музыки и движения учтены органические данные и музыки и движения, то это сочетание всегда будет органичным.
Для большей наглядности условий такого сочетания музыки и движения можно привести примерную схему:
Учет условий
Так как ритмика сочетает в качестве средств воспитания музыку и движение, которые представляют собою различные виды искусства, то часто возникают досадные недоразумения, и педагогический метод органического слияния музыки и движения рассматривается как новый вид искусства. На самом деле цель метода ритмики - это воспитание и развитие комплекса навыков, слагающих «ритмичность», необходимую актеру в его работе.
Планирование материала
Материал курса располагается по темам, которые определяются основной задачей работы, то есть задачей развития соответствующих навыков. Темы мы устанавливаем в их логической последовательности, учитывая процесс восприятия и руководствуясь основным методическим принципом системы: от инстинктивного восприятия - путем последовательного анализа - к сознательному усвоению.
Примерная схема планирования материала
1-я тема. Внимание. Координация. Ориентировка.
2-я тема. Темп. Точное соотношение скоростей.
3-я тема. Метр.
4-я тема. Длительности.
5-я тема. Ритмический рисунок.
6-я тема. Фразировка.
7-я тема. Динамика и характер движения (оттенки звучания).
8-я тема. Музыкально-ритмические этюды.
Первая тема - «Внимание. Координация. Ориентировка» - является основной, вне которой немыслима дальнейшая работа. Поэтому развитие этих навыков идет на всем протяжении курса.
Тема «Темп», цель которой развитие наиболее элементарного ощущения музыки и движения, неизбежно влечет за собой сопоставление и сравнение различных по темпу процессов движения. Такое сопоставление дает первоначальное ощущение ритмических соотношений.
Следующий этап работы - это элементарный метрический анализ движения, заключающийся в расчленении его на равные отрезки (установление равных временных и пространственных соотношений). Здесь мы имеем дело с гимнастической ходьбой и бегом, с гимнастическими упражнениями на движения, равные по объему и мускульной нагрузке, с дирижерским жестом и т.п. (тема «Метр»).
Приобретенный навык обостренного ощущения времени и пространства дает возможность вести дальше работу по развитию ощущения неравных временных и пространственных соотношений, то есть создается естественный подход к четвертой теме - «Длительности».
Таким путем подготовленные учащиеся легко овладевают материалом пятой темы - воспроизведением и созданием ритмического рисунка , представляющего собой сложную организацию движения на основе уже приобретенных навыков.
Следующая, шестая тема «Фразировка» - является усложнением предыдущей темы, поскольку и здесь действует принцип неравных соотношений на основе музыки и движения, с той разницей, что в предыдущей теме за «единицу» принимались звук и отдельное движение, тогда как в фразировке «единица» - это музыкальная фраза и ряд движений, группирующихся вокруг основного (по мысли или по тренировочной задаче). Таким образом, по этой теме ведется работа над развитием у актера ощущения сложных ритмических соотношений.
Седьмая тема , опираясь на освоение всего предыдущего материала, затрагивает динамику движения на основе особенностей данной сценической задачи и анализ динамических оттенков мелодии, а также ее смысловой и эмоциональной окраски, вытекающей из содержания данного музыкального произведения.
Смотрите также
Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...