Можно не принимать некоторых далькрозовских положений и практических приемов, можно оспаривать его систему в целом, можно предлагать другие, совершенно противоположные принципы ритмического воспитания, но нельзя не признавать за Далькрозом неоспоримую и высоко ценную заслугу, заключающуюся в том, что он первый в наше время заговорил о необходимости вернуть человечеству постепенно утрачиваемые им, вследствие отхода от ручного труда к механизированному, ритмические способности, так как без ритма жизнь делается менее полной и менее радостной.
Он сигнализировал эту опасность одновременно с немецким экономистом Карлом Бюхером, который в своем труде «Работа и ритм» пишет о том, что работа современного человека «не является более ни музыкой, ни поэзией», что деятельность, обусловленная определенной профессией, уже не есть веселая игра и радостное наслаждение; «искусство и техника в своем современном развитии чрезвычайно далеко отошли друг от друга». Но заканчивает свой труд Бюхер следующими словами: « .нельзя терять надежду на то, что некогда техника и искусство сочетаются в более высоком ритмическом единстве, которое возвратит духу веселую жизнерадостность, а телу - гармоническое развитие, каким отличались лучшие из первобытных народов». Как бы в ответ на эту высказанную надежду Далькроз создает свою систему ритмического воспитания.
Цель ритмики в теашколе заключается в том, чтобы дать будущему актеру уменье свободно и непринужденно, с одной стороны, и совершенно сознательно, с другой, распределять и планировать свои движения и действия во времени и пространстве в полном контакте с поставленной ему сценической задачей. Данная учебная книга намечает пути к достижению этой цели.
Н. Г. Александрова
Раздел первый
Планирование материала
В условиях теашколы ритмика является одним из звеньев общего комплекса дисциплин, помогающих воспитанию актера.
Как это явствует из самого названия предмета, основная задача ритмики в том, чтобы развить необходимую для актера «ритмичность».
Прежде чем расшифровывать смысл этого навыка, следует разобраться в самом явлении ритма и осознать его сущность.
Ритм - понятие чрезвычайно многообъемлющее. Можно прочесть и услышать о «ритме спектакля», «ритме образа», «ритме здания», «ритме картины», «ритме песни», «ритме трудового процесса» и т.д. Очевидно, что под этим термином подразумевается некое явление, действующее в самых разнообразных областях, но сохраняющее притом свои основные свойства, а потому объединяемое одним и тем же понятием. В чем же заключаются основные свойства этого сложного и многообразного явления?
Всякий процесс организации материала заключается в том, что различные элементы этого материала приводятся в определенные соотношения друг с другом. При этом самые соотношения элементов определяются направленностью всего процесса, в результате чего материал приобретает органическое единство.
Звуки - это элементы музыки, но только тогда можно воспринять ряд звуков как мелодию (то есть как некое органическое целое), когда звуки находятся в определенных закономерных соотношениях друг с другом.
Материал стройки - это кирпич, дерево, стекло, железо и т.п. Когда части этого материала приводятся в закономерно организованное соотношение, - например, строится дом, - то получается некое единство. Когда элементы того же материала находятся в случайном соотношении, то это просто груда строительного материала и ничего больше. Сами соотношения частей материала определяются направленностью всего процесса в целом. Соотношения звуков диктуются музыкальным замыслом композитора, создающего мелодию, соотношения частей постройки - замыслом архитектора, проектирующего здание.
«Ритм песни», «спектакля», «здания» и т.п. и есть закономерность соотношения частей, образующая органическое единство целого. Ритм одной мелодии отличается от ритма другой, ритм одного спектакля - от ритма другого, потому что в каждой мелодии звуки организуются в особый, ей одной присущий рисунок и в каждом спектакле осуществляется особое соотношение его компонентов.
Итак, явление, называемое словом «ритм», можно определить как закономерность соотношения частей материала, организованного в единое синтетическое целое.
И наоборот, «аритмия», то есть отсутствие ритма, - это неорганизованное состояние материала, когда его отдельные элементы находятся в случайном соотношении друг с другом.
Смотрите также
ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно
и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Станиславский
В предыдущих част ...
Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований
отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить
чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг
«Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык
и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных
нами ...