Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 4

Оказалось, что, борясь с ритмическими неточностями, восстанавливая в учащемся способность, казавшуюся ему ценной с точки зрения профессионально-музыкальной, Далькроз боролся с целым рядом психических недостатков, стало быть, воздействовал на психику, на характер, поведение, настроение и жизнеощущение своих учеников.

Призвав в постоянные консультанты профессора Женевского университета Жюля Клапареда, Далькроз устанавливает факт общевоспитательного значения ритмической гимнастики. Начинается новая стадия в истории системы. В чисто музыкальную дисциплину вкрапливаются все новые и новые упражнения, имеющие определенные цели общевоспитательного характера: для развития быстроты и точности реакции, для увеличения объема внимания, для тренировки памяти, для развития центров торможения и т.д. и т.д. Система, имевшая целью развитие в учениках ритмичности, обратилась в воспитание человека при помощи ритма. С этого времени Далькрозом начинают заинтересовываться, кроме музыкантов, педагоги, врачи, невропатологи.

Дальнейшим этапом в развитии системы было то, что сам Далькроз выразил в следующих словах: «Сначала у меня вовсе не было намерения добиваться художественности в наших физических упражнениях. Я рассматривал их только с психофизической точки зрения. Но скоро мне стало ясно, что не может быть совершенных и легких по форме телодвижений без того, чтобы они не удовлетворяли требованиям естественной гармонии и красоты. Воплощенный ритм должен непременно представлять красивое зрелище. Наши занятия являются общей подготовкой к искусству .» « .Пластика и музыка - сестры, обе они - дети ритма, регулирующего и стилизующего всякое художественное возбуждение». Он начинает вводить в занятия упражнения гимнастического, танцевального и выразительного характера, начинает увлекаться интерпретацией в движении музыкальных произведений. С этого времени к нему стремятся поступать в ученики профессиональные танцовщики, им заинтересовываются режиссеры, певцы, актеры. К этому же моменту, именно к 1909 году, он получает приглашение переехать в Германию с предоставлением ему хороших условий для педагогической и художественной деятельности. Далькроз принимает это предложение и покидает Женеву.

В окрестностях Дрездена, на высоком холме, в центре рабочего города-сада Хеллерау, известного своими замечательными художественными мастерскими, был построен по проекту архитектора Тессенова величественный дворец - Институт музыки и ритма, окруженный целой сетью домиков - общежитий для учащихся. В этом Институте стали заниматься дети рабочих Хеллерау и сотни взрослых учащихся, съезжавшихся со всех концов мира для изучения системы ритмического воспитания. Скромный Хеллерау внезапно стал одним из интереснейших культурных центров Германии. Основатель города-сада Хеллерау доктор Вольф Дорн, пригласивший Далькроза, сказал следующее: «Я думал дать детям только музыкальное воспитание, а получил несравненное обогащение жизни». Далькроз всегда говорил так: «Я не хочу воспитывать гениев. Я имею в виду всех тех, которые станут специалистами в какой-либо области, будь то ученый, художник или кто-либо другой. и думаю, что воспитание их должно быть таким, чтобы будить в них стихийное творческое начало, укреплять его и развивать». Далькроз, действительно, развивал творческие силы в каждом ученике, и в этом ценность его системы.

Радостно кипела в Хеллерау повседневная работа, руководимая и вдохновляемая педагогом-энтузиастом. Каждую весну устраивались празднества, во время которых большой зал Института с его системой переносных кубов, лестниц, колонн, дающих возможность быстро и легко менять сценическую площадку, с его амфитеатром для зрителей и люком для оркестра, превращался в замечательнейший театр. К услугам Далькроза был симфонический оркестр, ближайшими советчиками были известные художники и поэты. Открылись возможности постановки крупных сценических форм. Так, например, с большим своеобразием был поставлен «Орфей» Глюка. Имя Далькроза становилось все популярнее, число последователей возрастало, окончившие ученики, вернувшись каждый в свою страну, деятельно распространяли систему. Между прочим, к этому времени начинается знакомство с системой и в России. Мировая война смела все это блестяще поставленное дело самым беспощадным образом. Далькроз вернулся в Швейцарию и, водворившись опять в Женеве, основал там в 1915 году новый Институт, который является и до сегодняшнего дня рассадником далькрозовской системы в ее чистом виде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...