Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 13

Таким путем понятие, полученное учащимися, укрепляется в процессе тренировки и создает предпосылку для развития соответствующего навыка. Особенно важна увязка этих двух дисциплин в работе над музыкальным произведением в целом, где музыкальное воспитание развивает в учащихся умение анализировать «музыкальный текст» во всей полноте его содержания, формы и стиля, а ритмическое воспитание использует органическое сочетание музыки и движения для развития чувства ритма. При согласованности этой работы учащиеся приобретают умение не только понимать музыкальный текст, но и творчески претворять раскрытое в нем содержание на материале движения, осмысленного соответствующей сценической задачей.

На протяжении всей работы по ритмическому воспитанию постоянно применяется наиболее близкий актеру материал, то есть осмысленное или «оправданное» движение. Поэтому вся программа строится на основе методических установок «ведущей» дисциплины. Эти методические установки могут быть весьма различны в зависимости от театрального течения, их определяющего (система Станиславского, театр Мейерхольда, Камерный театр и т.д.). Педагог-ритмист в своей работе руководствуется методическими установками педагога, ведущего дисциплину мастерства актера.

Ритмическое воспитание является дисциплиной вспомогательной, подготовляющей почву для более сложной работы над сценическим ритмом. Поэтому оно только в том случае оправдывает свое назначение, если во всем процессе работы осуществляет как бы «заказ» ведущей дисциплины, если оно планомерно и систематически выполняет задания, ею поставленные.

Раздел второй

Учебный материал

Тема I

Внимание. Координация. Ориентировка

Внимание

Одна из самых важных предпосылок для успешной работы актера - это умение сосредоточить внимание. Поэтому развитие и укрепление внимания проводятся всеми дисциплинами, входящими в комплекс воспитания актера, но каждая работает над этой задачей в своем специфическом плане и применяет своеобразные приемы.

Специфика ритмического воспитания в развитии этого навыка заключается в следующем: организующие внимание условия возникают на основе движения, связанного с музыкой. Упражнения всех последующих разделов неизбежно включают внимание как непременное условие, без которого немыслимо их осуществление. Поэтому тренировка внимания должна вестись на всем протяжении работы как постоянно сопутствующая всем остальным тренировочная задача.

Развитие этого навыка включает следующие основные моменты:

1. Умение сосредоточить внимание на задаче.

2. Умение сосредоточить внимание на техническом выполнении задачи.

3. Умение быстро переключать внимание.

4. Умение сосредоточить внимание на нескольких задачах одновременно (объем внимания).

5. Устойчивость внимания.

1. Первоначальные упражнения: само движение и связанная с ним музыка не представляет никаких трудностей. Например: ходьба, бег, остановки и т.п. Здесь музыкальное сопровождение должно быть очень четким по темпу и структуре.

Тренировочное назначение этих упражнений заключается в смене условий. Например: ходьба в одном направлении; по сигналу направление изменяется.

Или: ходьба; по сигналу - остановка; по сигналу - идти дальше.

Или: поочередное вступление - учащиеся не сразу начинают движения, а по вызову преподавателем их порядковых номеров, причем номера вызываются в любом порядке, неожиданно для учащихся. Такие упражнения развивают навык быть «всегда готовым», то есть быть внимательным к могущим неожиданно возникнуть условиям. Эта готовность, это уменье быть «начеку» - чрезвычайно существенное качество, необходимое в любой работе.

2. Упражнения, требующие сосредоточенного внимания к самому процессу движения.

Условия таких упражнений несложны, но выполнение условий, самая техника движения, представляет известную трудность для учащегося. Например: чередование ходьбы, бега, прыжков; чередование прыжков, различных по рисунку (поскок, перескок, прыжок на месте и т.п.); движение всего корпуса в определенном законченном рисунке (руки вперед - выпад вперед левой ногой - руки в стороны - прыжок в основную стойку) по сигналу сменяется ходьбой, бегом, прыжками и т.п.

Эти упражнения приучают к умению направлять внимание на технику выполнения задачи (на мускульную подготовку и нагрузку движения и на четкость его рисунка).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Европейская культура эпохи Средневековья
...

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...

Эргономические требования к организации рабочего места
Эргономика – наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для ...