Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 7

Примеры частичной аритмии

1. Слабое ощущение времени и поэтому плохая ориентировка во времени. Примеры такой «аритмии» можно постоянно наблюдать на перекрестках городских улиц, когда пешеход обнаруживает свое неумение учесть время, в течение которого переход через улицу еще свободен.

2. Слабое ощущение пространства - неумение распределить то или иное движение в данных пространственных условиях. В трамвае, в магазине, на лестнице можно наблюдать случаи, обнаруживающие беспомощность того или иного человека в смысле ориентировки в пространстве.

3. Неумение учитывать количество мускульной энергии, необходимой для выполнения движения. Например, чтобы отрезать кусок хлеба, человек иногда затрачивает гораздо больше усилий и напряжения, чем это нужно, - поэтому или прорезает вместе с хлебом и скатерть, или мнет хлеб.

Такой тип людей в быту обычно называют «увальнями», «медведями» и т.д. Между тем, причина неловкости этих людей и их «неумения ориентироваться» сплошь и рядом заключается именно в такой частичной «аритмии».

Задача ритмического воспитания актера не столько в том, чтобы бороться с явлениями «аритмии», потому что, как правило, в теашколы принимаются люди, обладающие нормальным развитием, сколько в том, чтобы повысить и обострить присущую человеку «ритмичность» и развить у будущего актера предельную ритмическую ориентировку и чуткость к ритму.

Так называемое «чувство ритма», то есть ощущение соразмерности и сообразности отдельных элементов целого, над развитием которого работает ритмическое воспитание, определяется, как уже сказано выше, комплексом навыков. В основе этого комплекса заключаются следующие пять элементов:

1. Ощущение времени.

2. Ощущение пространства.

3. Ощущение веса.

4. Ощущение объема.

5. Ощущение мускульной энергии.

В работе актера развитие этих элементов особенно важно, потому что в сценических условиях конкретные ритмические соотношения - временные, пространственные и прочие - чрезвычайно многообразны и изменчивы.

Сценические условия резко отличаются от условий бытовых, поэтому актеру необходимо развить в себе умение быстро учитывать эти условия и легко переключаться при каждом их изменении. Например, вес и объем вещей сценического реквизита сплошь и рядом не соответствуют натуральным весу и объему изображаемых вещей (рояль из фанеры, тачка из картона и т.д.). Обыгрывая эти вещи, актер должен уметь соразмерить свое движение соответственно назначению вещи, а не ее бутафорскому весу и объему.

Помимо этих пяти основных элементов, вырабатывается целый ряд других навыков, необходимых актеру в его работе:

1. Внимание- умение сосредоточиться на необходимом объекте в любых условиях и обстоятельствах.

2. Координация- умение одновременно сочетать различные самостоятельные движения.

3. Ориентировка в пространстве и в коллективе - умение быстро соразмерить данное движение с пространственными условиями, а также соразмерить движение с движением группы.

4. Устойчивость в данном темпе и метре движения.

5. Быстрое и легкое переключение из одного темпа в другой.

6. Учет соотношения скоростей.

7. Правильный учет мускульной нагрузки движения.

8. Умение планировать движение на основе данного ритмического рисунка.

9. Умение логически планировать движение (учитывая сценическую задачу и органический ритм).

Из этих навыков координация движения является главным специфическим навыком, развиваемым системой ритмического воспитания.

Метод ритмического воспитания

Для развития навыков, составляющих «ритмичность» актера, система ритмического воспитания пользуется музыкой и движением. Выбор именно этих средств воспитания не случаен и объясняется следующим. Звучащий музыкальный ритм четко зафиксирован, и музыкальная «ритмика» в силу особенностей музыкального материала наиболее исчерпывающе разработана. Поэтому музыка дает богатый материал многообразных ритмических возможностей. Мелодия, благодаря музыкальной мысли, в ней заключающейся, дает кроме элементарных временных соотношений также и гораздо более сложные соотношения. Поэтому звучащая мелодия как средство ритмического воспитания имеет все преимущества перед другими средствами.

Движение является другим наиболее рациональным средством ритмического воспитания, так как дает возможность выявить все основные элементы «ритмичности» - ощущения времени, пространства, веса, объема и мускульной энергии. Двигаясь, человек неизбежно должен учитывать меру времени и пространства. Он вынужден соответственно соразмерять затрату мускульной энергии, а также ощущать вес и объем своего тела.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку. Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже… Акимов ...

Европейская культура эпохи Средневековья
...

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...