Н.П. Збруева имела прекрасное музыкальное образование. В 1914-17 годах она училась в Петроградской консерватории, а в 1924 году окончила Институт Ритма, основанный в 1918 году группой музыкантов, прошедших стажировку у Э.Жак-Далькроза - прославленного реформатора системы музыкального образования. По окончании института Н.П. Збруева начала работу в театральных учебных заведениях: преподавала «Ритмику» в студии под руководством Ю.А. Завадского (1924-1928 годы), в ГИТИСе (с 1930 года до конца жизни), в театральном училище им. М.С. Щепкина (1932-1955 годы). Итогом десятилетнего педагогического опыта и стало пособие «Ритмическое воспитание».
Книга Н.П. Збруевой переиздается практически без сокращений: только из списка рекомендуемой музыкальной литературы исключено несколько модных в 30-е годы, а ныне устаревших произведений. Воспроизводится и предисловие к книге, написанное в 1935 году Н.Г.Александровой, которая первой из русских учениц Далькроза, прошедших у него полный курс обучения, начала применять его метод в педагогической практике. Оно может представлять интерес для тех педагогов нового поколения, кто о Далькрозе, его методе, об Институте в Хеллерау знает лишь понаслышке; из предисловия исключено всего несколько абзацев текста, продиктованных автору идеологией тридцатых годов и поэтому отмеченных чертами казенно-обязательного стиля.
Книга Н.П. Збруевой рекомендована к переизданию Гильдией режиссеров и педагогов по сценической пластике. Наше профессиональное объединение считает необходимым всемерно пополнять библиотеку специальной литературы, в том числе - и за счет возвращения в педагогический обиход незаслуженно забытых книг. На наш взгляд, «Ритмическое воспитание» Н.П. Збруевой будет реально способствовать повышению профессиональной культуры преподавателей театральных школ, причем не только тех, кто ведет курс музыкально-ритмического воспитания.
Г.Морозова
Гильдия режиссеров и педагогов
по сценической пластике
Предисловие
Книга Н. П. Збруевой по ритмике для теашколы является первой попыткой суммирования и опубликования опыта в данной области. В основу книги легла программа по ритмике, разработанная театральной секцией Московской ассоциации ритмистов в составе В. А. Гринер, Е. В. Коноровой, Е. В. Чаяновой и автора этой книги. Исходя из собственного педагогического опыта, автор дает на базе этой коллективно разработанной программы развернутую картину занятий по ритмике в теашколе.
Цели и задачи ритмического воспитания в теашколе, материал занятий, его систематизация и описание, установление последовательности прохождения, методы преподнесения этого материала, а также ряд конкретных примеров - вот содержание данной книги.
Трудности, стоявшие перед автором, могут быть вполне понятны только тем, кто знаком со всей многогранной сложностью системы ритмического воспитания. Кроме того, необходимо помнить, что ритмика в теашколе введена сравнительно не так давно, что перед преподавателями ритмики открываются громадные возможности совершенствования метода, что каждый новый год опыта обогащает педагога новыми творческими идеями и что поэтому всякая фиксация опыта сегодняшнего дня, имея в виду день завтрашний, представляет собой очень ответственную и сложную задачу.
Система ритмических упражнений, изложенная в данной книге, вытекает из системы ритмического воспитания швейцарского музыканта Эмиля Жак-Далькроза. В процессе работы русские ритмисты (Н.П. Збруева в том числе) давно уже отошли от учения Далькроза в его чистом виде, добиваясь метода приближения ритмической тренировки к специфике тех областей, в которых протекает их работа. Не может существовать ритмики «вообще», ритмики «универсальной»: она должна соответствовать требованиям каждой данной области и сообразно этому менять и свое содержание и свой творческий метод.
Автор данной книги разработал свой собственный творческий метод, сильно отличающийся от далькрозовского как в смысле тематики, так и в отношении переноса центра тяжести с отвлеченных, беспредметных упражнений на упражнения, связанные с работой будущего актера. Незыблемо далькрозовскими остались лишь его принцип воспитания ритмичности посредством музыки и движения и применение системы музыкальной метроритмики в качестве регулятора движения.
Смотрите также
ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно
и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Станиславский
В предыдущих част ...
ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно!
Станиславский ...
Древняя Византия
Византийское государство оформилось в
результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно
просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы
К ...