и если б старость – в охах, вздохах, склоках –
ты только и сумела б, что проклясть
паденье нравов и ненужность Блока.
Девушка .
Идёт отсчёт. И цель, как смерть: проста.
И далеко. И не дожить до Блока.
И, стало быть, такая есть дорога;
есть путь такой: поверить в смерть, как в Бога,
и так же: до конца и до креста.
Некто .
Но ты прелестна. Только в этом суть.
Ты – женщина. И правда только в этом.
И надо жить. Жить и сберечь красу
куда трудней, чем игры с пистолетом.
За что ж – тебе? За тяжкие грехи?
За что твою прославят душу живу
не светлые и робкие стихи,
а боговдохновенные призывы?
(Отходит. Пауза. Обращаясь в зал).
И сколько надо Церквей на Крови,
чтобы понять, отбросив прочь химеры,
что смертоносна вера без любви,
как не спасает и любовь без веры.
В зрительном зале двое, которых назовем бесы.
Бесы .
… Запущены, подобно колесу,
необратимо:
Первый бес.
«выстрел…»,
Второй бес.
«порох…»,
Первый бес.
«бомбы…»
Девушка .
Идёт к концу намеченный отсчёт.
Некто .
А ты красива. Только в этом суть.
И ты себя готовишь к гекатомбам.
Девушка .
И всё равно: тюрьма иль эшафот. (Пауза)
… В последний раз – безлунный час Вселенной.
И дерево бормочет. Зябнет пруд.
Некто .
Они чисты. Они чужды измены.
Они просты. Они аборигены.
Они утешат. Если не спасут.
Доверься им…
Девушка .
Но зов предельно весок.
И пахнет смертью. Всюду гарь и тлен.
Бесы .
Горят глаза у бесов и балбесов,
решительных – до первых перемен.
Первый бес (врываясь на сцену.)
И с динамитом – к равенствам и братствам!
Второй бес (тоже врываясь на сцену – с другой её стороны.) И всё как было: только смертью – смерть.
Бесы (с двух сторон окружая Девушку.) И нет пути.
Девушка .
И вытерпеть…
Некто .
пилатство.
И святотатство…
Девушка .
если не стерпеть.
Бесы .
И не уйти.
Первый бес .
И мир пропитан тленом. (Уходит.)
Второй бес.
И нет пути. (Уходит.)
Девушка .
Идёт к концу отсчёт…
Некто .
Но – лучше так: пока не на коленях
и всё равно – тюрьма иль эшафот.
И лучше – так. Пока не победили,
пока к присяге не пришли умы,
пока твой друг, мечтающий о крыльях,
не бьётся над созданьем Колымы,
пока поэтов не ведут к причастью,
пока ни вздохов старческих, ни склок,
пока стихов ещё не пишет Блок
и не замучить вам его, по счастью,
пока у «Марсельезы» чистый звук,
пока твои друзья честны и чисты,
пока твой друг не маршал, ни министр
и твой палач – не твой вчерашний друг…
Пауза.
Девушка .
Как лето ленью пахнет! Вот теперь
забыть бы всё, перечеркнуть, как шутку!
Некто .
Но нет пути: стерпеть иль не стерпеть –
как выбор меж пилатством и кощунством.
Девушка .
Не вытерпеть…
Некто .
на злобе и неверье
построить мир, где каждый чист и сыт.
Девушка .
А вытерпеть…
Некто.
за счёт чужих обид,
чужого крика и чужой потери.
(Садится на край сцены. Пауза.)
Ах, слава Богу, мы не Робеспьеры,
но почему должны терпеть мы стыд?
Смотрите также
Что делает человека эффективным лидером
Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теори ...
ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно
и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Станиславский
В предыдущих част ...
ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно!
Станиславский ...