Культура Византии: этапы и тенденции развития
Книги о театре и актерах / Материалы / Европейская культура эпохи Средневековья / Культура Византии: этапы и тенденции развития
Страница 4

Главным типом культовой постройки стал крестово-купольный храм, опирающимся на барабан и «паруса». Всю конструкцию перекрытий держали четыре внутренних столба (церковь Успения богоматери в монастыре Дафни вблизи Афин, конец XI в.; церковь Святых Феодоров в Афинах, ок. 1070). Крестово-купольные постройки отражали устоявшийся в Византии особый тип средневекового мировоззрения. В них внутреннее и внешнее пространства символизировали единое гармоничное целое; объемность и массивность, монументальность подчеркивали стабильность и укорененность религиозной духовности в этом мире, отражали идею фундаментального божественного порядка, подчиняющего земную жизнь человека.

Со второй половины IX в. большие перемены коснулись церковной живописи: она все более очеловечивалась, но претендовала на пробуждение универсальных духовных переживаний, выражаемых посредством символических образов. Лаконизм композиционного построения, сдержанность цветового решения, соразмерность архитектуре отличают живопись IX–XIII вв. Именно в это время сложилась система канонических изображений в храмах.

Купол символизировал небо, именно под ним размещалось изображение Христа Пантократора (Вседержителя), барабан отводился ангелам, апсида – Богоматери Оранте, столбы – апостолам и мученикам (росписи и мозаики церкви Успения Богоматери монастыря Дафни вблизи Афин). Такая система не только сохранилась в дальнейшем, но и распространилась за пределы Византии. Например, мастера Киевской Руси, Полоцкого княжества за основу своих росписей взяли именно эту композиционную схему.

После победы иконопочитателей над иконоборцами значительно возросла роль иконы. Она стала ведущим видом культовой живописи в Византии. Иконы писались в технике энкаустики (живопись по воску) и темперы в соответствии с системой канонических изображений – типов (сводов). Шедевром византийской живописи первой половины XII в. является икона «Богоматерь Владимирская», выполненная по иконографическому канону «умиление».

После опустошительных походов крестоносцев, разрушивших Константинополь, в XIII в. начался заключительный этап развития культуры Византии. Его связывают с правлением династии Палеологов (1267–1453). Искусство этого времени характеризуется экспрессией и филигранной проработкой образов (мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе).

В 1453 г. Византия была завоевана Турцией, но созданные ее мастерами типы культовых построек, системы фресковых росписей и мозаик, иконопись, литература получили распространение и развитие в искусстве стран Западной Европы, южных и западных славян, Древней Руси, Беларуси и Закавказья.

Европейское средневековье – по-разному интерпретируемая страница в истории развития культуры. В оценке его роли в европейской культуре существует достаточно широкий разброс мнений. Так, гуманисты Возрождения впервые осуществили критическое осмысление предшествовавшего интеллектуального и художественного наследия, выразив ставшее штампом однобокое негативно-пренебрежительное отношение к средневековью. Произошедшая в XX в. переоценка значения средневековой культуры подчеркивает ее особенную роль в деле создания облика нравственного поведения христианина. И сегодня специалисты справедливо отмечают в этой культуре истоки многих мировоззренческих и интеллектуальных установок, характерных для более поздних эпох, предпосылки для обновления способов познания и эстетического преображения мира. Культура европейского средневековья выработала и закрепила многие ценности, смыслы, формы жизни и творчества, которые нашли свое перевоплощение в последующие столетия.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...