Литература этого периода носила преимущественно церковный характер. Самым популярным оставался житийный жанр, включавший наряду с собственно религиозными повествованиями разрозненные естественнонаучные, географические и исторические сведения. В апологетической гимнографии доминировал канон с его торжественной статичностью и витиеватостью. Яркие представители этого жанра – Андрей Критский (ок. 660 – ок. 740), Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753), Косьма Маюмский (вторая половина VII – первая половина VIII в.), Иосиф Песнопевец (IX в.).
На данный период развития религиозной культуры Византии приходится движение иконоборчества. М. Холлингсворт отмечает: «Период иконоборчества начался в 726 г., когда император Лев III Исавр издал эдикт, запрещающий поклонение иконам. Многие произведения христианского искусства были тогда уничтожены и в украшении церквей наметился возврат к орнаментально-декоративным композициям с пейзажами, зверями и птицами». Иконоборцы отказывались от антропоморфных изображений в культовом искусстве, считая их проявлением язычества и идолопоклонства. Их противники – иконопочитатели, опираясь на тезис о богочеловеческой сущности Христа, утверждали, что он имел телесный облик и, следовательно, может быть изображен на иконе. При этом подчеркивалось, что икона являет его первообраз. В конечном итоге в 843 г. иконоборчество было объявлено ересью, а иконопочитание канонизировано.
Вторая половина IX – XIII в. – период ослабления императорской власти и усиления позиций земельной аристократии.
Экономика. К середине X в. в Византии окончательно сложились феодальные отношения. В отличие от Запада они базировались в первую очередь на закабалении крестьян государством. Одновременно мелкое общинное землевладение поглощалось крупными феодальными поместьями, которые соперничали с централизованной системой государственной власти. В Византии XI–XII вв., несмотря на рост ремесел и торговли, так и не появились города западного типа с новым развитым самоуправлением и свободными ремесленными цехами. Цеховое производство в крупных городах жестко контролировалось государством.
Мировоззрение того времени сочетало в себе угасающие идеалы патриотизма, эмоционально-мистическую и одновременно философско-рассудочную религиозность. Возобновился интерес к античному наследию, вновь переписывались труды древних авторов. Возродилось светское образование соответственно античному образцу. В IX в. открылась высшая школа в Константинополе, которой руководил крупнейший ученый того времени Лев Математик.
Литература. Во второй половине IX – XIII вв. получили распространение различного рода систематизированные обзоры.
Симеон Метафраст (X в.) создал компиляцивные «Жития святых»; Михаил Пселл (XI в.) в «Хронографе» описал историю Византии X в.; в придворных кругах были очень популярны прозаические и особенно стихотворные романы («Любовь Исмены и Исмения» Евстафия Макремболита, XII в.); развивался жанр рассказа-новеллы на бытовые и сказочные темы, часто в форме притчи.
Архитектура и изобразительное искусство. В отмеченный период произошло дальнейшее обогащение стиля архитектуры. Ведущая роль традиционно принадлежала культовому зодчеству с его большими монастырскими комплексами и величественными храмами.
Смотрите также
Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований
отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить
чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...
ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно
и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Станиславский
В предыдущих част ...