Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 24

Этот второй способ метризации, исходящий из самого движения, очень полезен в отношении тренировки, так как научает анализировать метрику движения непосредственно, без помощи музыки.

Кроме органической метризации, то есть планировки движения с учетом его метрической природы (равномерности и периодичности), возможен также прием механической метризации: любой ряд движений, любой процесс можно подчинить любому счету (размеру), равномерно чередуя самые разнообразные движения, по существу требующие различных временных и пространственных норм.

Можно метризовать, например, движения двух партнеров, связанных одной общей задачей (продавец - покупатель, парикмахер - клиент и т.п.), - в результате неизбежно получается схематизация процесса движения. Такое механизированное движение не утрачивает своего смысла, оно остается понятным, но приобретает нелепую и смешную преувеличенность и переносится таким образом в план смешного гротеска. Всякое метризованное движение - механично, но оно может быть таковым в силу конкретных условий, его определяющих (тренировочная гимнастическая задача или задача сценического действия), и тогда оно естественно, а метричность его вполне убедительна. В противном случае получается нарочитая механичность, искажающая природу движения и дающая взамен его живого рисунка всегда несколько нелепую схему.

И механическая и органическая метризация могут служить не только в качестве специальной тренировочной задачи, но также и в качестве приема метрического оформления отдельных моментов сценического действия, в зависимости от общего замысла спектакля. Тренировка навыков метризации движения ведется уже только на фиксированных упражнениях, вначале в виде законченных гимнастических комплексов, затем фигурных построений и, наконец, в виде этюдов с несложными сценическими задачами.

Внимание учащегося во время работы над этой темой должно быть направлено на предельную четкость выполнения движения. При этом четкость ни в какой мере не должна достигаться за счет чрезмерного мускульного напряжения. Необходимо постоянно контролировать во время упражнений затрату мускульной энергии, добиваясь легкости движения и сохраняя при этом его отчетливость. Такая самопроверка достигается путем направленности внимания не только на то, что нужно делать, но и на то, как нужно делать. Легкостью, свободой и точностью движения можно овладеть только в результате длительной тренировки, и не «вслепую», а сознательно контролируя каждое свое движение.

Тема IV

Длительности

Длительность звука обозначается в музыкальной записи условными знаками, которые запечатлеваются в сознании читающего запись путем зрительной и слуховой ассоциации.

Наиболее длительный звук обозначается знаком ° и называется целой нотой.

Звуки, равные половине, четверти, восьмой, шестнадцатой и тридцать второй этой длительности, обозначаются следующими знаками: ??? -половинная: ??? -четверть; ??? - восьмая; дальнейшее дробление обозначается возрастающим количеством хвостиков.

Схема длительностей

При нескольких знаках, обозначающих равные длительности, начиная с ???, они соединяются горизонтальными черточками по числу полагающихся хвостиков: ??? - одной чертой; ??? -двумя и т.д.

В тех случаях, когда звук должен длиться дольше, чем это показывает данный знак, к нему присоединяются другие знаки и слиговываютоя дугой, которая обозначает, что эти слигованные знаки удлиняют рядом стоящую (первую) длительность. Например:

- звук длится в течение трех четвертей, или

- звук длится в течение семи шестнадцатых. Очень часто эти слигованные знаки заменяются просто точками. Например: ??? - точка рядом со знаком удлиняет его на половину его длительности (в данном случае на одну четверть); или, ??? - точка, стоящая рядом с точкой, удлиняет длительность знака на четверть его длительности. Первая точка удлинила ??? на одну ??? а вторая еще удлинила на одну ???, - получилась длительность, равная семи шестнадцатым

Движение, так же, как и звук, имеет временную протяженность, то есть длительность. В тех случаях, когда последовательность движений не организована, а случайна, невозможно установить длительность отдельного движения при помощи такой условной меры.

Когда движения обусловлены определенной целью или задачей, то последовательность их вполне закономерна и представляет собой законченный процесс, в котором возможно установить основной темп и, следовательно, длительность отдельного движения и соотношение этих длительностей.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...