Итак, метр выявляется опорными, или ударными, моментами ритмического рисунка мелодии. Определяемые таким образом равномерные отрезки времени (от акцента до акцента) заполнены звуками различной длительности и силы. Для того чтобы установить объем каждого отрезка времени, необходима единица меры. Можно было бы сосчитать все звуки, заполняющие каждый отрезок времени, но тогда была бы утрачена равномерность, так как количество звуков и их соотношение может быть различно в каждом отрезке, и поэтому такой путь выявления метрической природы данной мелодии был бы несостоятельным.
Каждой мелодии присущ основной темп, определяемый ее характером. В любой данной скорости движения возможна равномерность чередования единиц. Слушая любую мелодию, можно установить ее темп и двигаться в этом темпе равномерно (ходьба или отстукивание рукой), не выполняя всех различных звуков, слагающих данную мелодию. За основу берется единица, наиболее характерная для основного темпа движения музыкальной мелодии.
Для того чтобы вполне выявить и точно установить метрическую природу данной мелодии, а также определить объем отрезков времени, нужно определить периодические акценты, взять в основу единицу темпа и сосчитать количество единиц от одного акцента до другого. Таким образом, в зависимости от строения мелодии, образуется группировка определенного количества равномерных единиц, возникающая благодаря периодически повторяющемуся акценту или метрическому ударению. Количество единиц, заключающихся в отрезке времени между двумя периодическими акцентами, определяет так называемый размер музыкального произведения.
Каждая мелодия представляет собой своеобразный ритмический рисунок. Многообразие мелодий и ритмов неисчерпаемо, поэтому невозможно точно классифицировать ритмы по какому бы то ни было признаку. Метр в силу своей природы (мера, измерение) выявляется в очень четких и единообразных формах, поддающихся точному учету.
Размер мелодии, то есть количество равномерных единиц, группирующихся вокруг периодического акцента, может быть в зависимости от ее строения или двухчастным, то есть слагается из одной ударной, сильной, и одной неударной, слабой части, или же он может быть трехчастным - то есть одна сильная и две слабых части.
В зависимости от единицы счета размеры могут быть двухдольными и трехдольными. Например: единица счета данной мелодии - четверть; количество единиц размера - два.
- 2/4. Каждая единица, (символ ноты) - двухдольна, так как может дробиться на две доли, на две восьмых. Или: единица счета - (символ ноты); таких единиц в размере две. Каждая единица - трехдольна, так как заключает в себе три восьмых (доли). Чтобы обозначить такой размер условным знаком, дробью, пришлось бы написать 2/(символ ноты), что внесло бы путаницу в единообразие обозначения размеров.
Поэтому в таких размерах обозначается не количество частей, а количество долей, то есть это двухчастный (счет на два) трехдольный размер 6/8.
Каждый отрезок времени, определяемый данным музыкальным размером, называется «такт». Слово это латинского происхождения (tactum) и в буквальном переводе обозначает «удар». Периодические акценты, или метрические ударения, разделяют движение музыкальной мелодии на равные отрезки - такты. Таким образом, такт - это отрезок времени, определяемый количеством единиц данного размера. Например: размер 3/4 -
Вертикальная черта, отделяющая на нотном стане один такт от другого, называется «тактовой чертой».
Усвоение основ музыкальной метроритмики как области наиболее очевидной и наиболее разработанной чрезвычайно облегчает работу над разрешением вопросов метроритмики движения.
Движение человеческого тела подчиняется закономерности ритма и метра, но выявляет эту закономерность иными, чем музыка, своими специфическими средствами.
Метрическая природа движения выявляется особенно ярко во всех процессах, требующих в силу их условий периодически повторяющихся движений. Главным образом - в пляске и в трудовых процессах. Если проанализировать. с точки зрения метра любой трудовой процесс - производственный или бытовой, - то окажется вполне возможным установить периодические «метрические ударения», найти единицу счета, учитывая основной темп движения, и таким путем определить размер.
В музыке метрическая природа изучена очень основательно, и очень подробно разработана система записи метра, классификация размеров и соответствующая терминология. Это и не могло быть иначе, так как в момент записи мелодии неизбежно возникает необходимость изучения метра как непременного условия сознательного восприятия и фиксирования музыки.
Смотрите также
Современность, культура, молодежь
...
АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции
спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность
к формализму. Я полагаю, ...
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг
«Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык
и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных
нами ...