Во всех этих упражнениях скорость движения рассматривалась как условная величина, поэтому и соотношение скоростей устанавливалось произвольно. Например: темп данной музыки и данного движения несколько замедленный по отношению к среднему темпу, но в зависимости от различного характера музыки и движения этот темп может быть и более и менее замедленный.
Точное соотношение скоростей обозначает установление неизменных величин. Например: темп данной музыки средний; этот темп принимается за основной, по отношению к которому точно устанавливаются производные темпы - в два раза быстрее или медленнее (или в четыре раза); при этом музыкальное сопровождение может и не включать все производные темпы.
За основу берется темп, определяемый содержанием данного музыкального произведения, а производные темпы являются как бы отклонениями от данного основного темпа, но не случайными (немного замедлить, немного ускорить), а поставленными в точную зависимость.
В первом случае новый темп движения, отличающийся от предыдущего, возникает только в связи с изменением задачи движения. Во втором случае производные темпы берутся одновременно с основным. Наряду с основной задачей движения возникают и другие задачи, определяющие эти производные темпы движения.
Для установления производных темпов необходимо прежде всего определить основной темп, то есть выяснить чередование единиц музыкального движения и затем или дробить эти единицы на равные доли (в два или четыре раза быстрее), или объединять эти единицы по две или четыре в одну новую, становящуюся, таким образом, в два или четыре раза длиннее, отчего темп движения соответственно замедляется. Можно также дробить основную единицу и на три доли или объединять в одну по три основных единицы, то есть устанавливать темпы в три раза более быстрые или более медленные в том случае, если счет данного музыкального произведения трехчастный, или трехдольный.
Работа на материале данной темы развивает навык учета элементарных соотношений и углубляет навыки, приобретенные на предыдущем материале, поскольку выполнение новых тренировочных задач возможно только при выработанной устойчивости и смене темпа. Тренировочные задачи заключаются в следующем:
1. Определить основной темп движения.
2. Установить производные темпы.
3. Одновременно выполнить движения в точном соотношении скоростей: индивидуально и коллективно.
4. Найти задачи, характеризующие основной и производные темпы движения.
5. Оформить одновременно движение в основном и производных темпах в групповом построении.
Упражнения строятся так, чтобы учащийся самостоятельно находил возможность двигаться в различных темпах, связанных точным соотношением. Например: музыкальное сопровождение диктует основной темп. Устанавливаются три сигнала: раз! - основной темп; два! - в два раза быстрее; три! - в два раза медленнее. Учащиеся, выполняя движение (ходьба, гимнастический несложный комплекс, простая пляска, фигурное построение), изменяют темп по сигналу.
Самый существенный момент в такого рода упражнениях - это именно момент «включения» нового темпа, так как здесь нужен очень четкий учет мускульной подготовки и очень точный и легкий переход к новому темпу, без всякой лишней затраты энергии и лишних движений. Это же упражнение проводится и без музыки, благодаря чему чрезвычайно усложняются тренировочные условия. Такое упражнение является наивысшей степенью трудности по данной теме, а также очень показательным способом проверки.
Такого же типа упражнения, в которых основной темп дается кем-нибудь из учащихся без музыкального сопровождения, а остальные выполняют движения в производных темпах и по сигналу меняют темп.
Следующий этап - это упражнения на индивидуальное одновременное сочетание движений в различных темпах, связанных точным соотношением (ходьба, бег, прыжки и одновременно движения рук или корпуса в разных темпах). В такого рода упражнениях очень ярко выявляется тренировочная задача и на координацию движений.
Затем ведется работа над задачами движения, характеризующими различные темпы, причем для каждого темпа - и основного и производного - могут быть найдены самостоятельные задачи, логически не связанные. Например: основной темп - «взять ведро, налить воды, взять тряпку, щетку, мыть пол»; в два раза медленнее - «на вокзале прохаживаться в ожидании поезда, рассматривать плакаты, покупать газету»; в два раза быстрее - «опаздывая на работу, собираться, искать нужные бумаги и т.п.».
Смотрите также
Что делает человека эффективным лидером
Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теори ...
Эргономические требования к организации рабочего места
Эргономика – наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для ...
Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований
отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить
чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...