Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 22

В движении, несмотря на всю очевидность закономерности метра, нет такой же явной, как в музыке, необходимости фиксации, и поэтому область метрической природы движения еще мало разработана

Ритмическое воспитание разрабатывает проблему метра с точки зрения его воспитывающего воздействия и использует метрику движения как средство для развития соответствующих навыков.

Планировка движения на основе метрического принципа, то есть на основе равномерности и периодичности, чрезвычайно существенна, так как развивает ориентировку во времени и приучает к четкости и экономии движения.

Тренировочные задачи упражнений на метр сводятся к трем основным:

1. Метрический анализ (определение размера).

2. Устойчивость в метре (ориентировка во времени).

3. Четкость движения (отбор наиболее существенных моментов движения).

Работа начинается с упражнений, в которых необходимо установить метрическое ударение: ходьба, бег, гимнастическое движение с периодическим акцентом, который дается или музыкальным сопровождением, или самими учащимися.

Следующий этап - это осознание и определение размера. Поскольку навык темпа уже несколько упрочен, определение основного темпа, а отсюда установление единицы счета, не представляет особых затруднений. Наиболее целесообразный путь определения размера заключается в следующем:

1. Определить основной темп и установить таким образом единицу счета.

2. Установить метрическое ударение.

3. Сосчитать количество единиц от одного метрического ударения до другого, всегда считая ударение первой единицей, то есть называя его «раз».

Определение размера проводится также на движении и на ходьбе, так как это облегчает и определение темпа и счет единиц. Ударение исполняется или более тяжелым шагом, или хлопком, или гимнастическим движением на месте или на ходьбе.

В дальнейшем идет работа над дирижерским жестом, причем дирижирование применяется, конечно, не со специальными целями, а как чрезвычайно полезное средство тренировки метрического чутья.

В начале работы дирижерский жест исполняется гимнастически, в полном объеме движения, а потому в очень медленном темпе. В дальнейшем применяются различные темпы, и соответственно изменяется объем жеста.

Схема дирижерского жеста

Исходное положение - руки вверх

2/4 - Раз - руки вниз,

два - руки вверх.

3/4 - Раз - руки вниз,

два - руки в стороны,

три - руки вверх.

4/4 - Раз - руки вниз,

два - руки скрещиваются перед грудью,

три - руки в стороны,

четыре - руки вверх.

Необходимо, чтобы первое движение - руки вниз - было наиболее стремительным и сильным, поскольку оно совпадает с метрическим ударением.

Кроме непосредственно метрических задач, дирижирование применяется в работе над другим материалом - ритмическим рисунком, динамикой и характером движения, так как таким путем выявляется активность и инициатива учащихся. Дирижирование используется и в своем прямом назначении как способ управления или ударным оркестром или групповым движением.

Работа над развитием устойчивости в данном метре ведется на упражнениях, построенных так, что движение исполняется только на метрическое ударение и выдерживается (фиксируется) в течение всего такта. Движение, или гимнастическое, или осмысленное очень несложной задачей, исполняется всей группой одновременно или учащиеся разделяются на число групп, равное числу тактов в данной музыкальной фразе, и каждая группа исполняет движение на свой такт, причем задача и рисунок даются или преподавателем, или самими учащимися.

Затем возможен такой вариант упражнения: музыкальное сопровождение построено из двухтактовых фраз. Один учащийся исполняет движение на метрическое ударение первого такта, а его партнер - на ударение второго такта. Важно, чтобы движения обоих партнеров были связаны по смыслу их общей задачи. Такие упражнения с партнером могут быть подготовлены заранее.

В работе над метрическими упражнениями необходимо добиваться предельной четкости и скупости движения, стремясь одновременно к максимальной свободе и к легкости. Для этого ведется длительная тренировка на целом ряде подсобных упражнений, развивающих быструю и легкую переключаемость движений.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Смотрите также

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...

Древняя Византия
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы К ...

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...