Микрофон. А по поводу тургеневских «Отцов и детей» Толстой писал бывшей незнакомке, случайно встреченной «средь шумного бала», а теперь жене своей Софье Андреевне: «Я не могу сказать тебе, с каким неожиданным удовольствием я это читаю… Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить».
Во время этих слов звучит мотив «Средь шумного бала…» и на сцене танцующие пары. Они застывают, когда звучит фонограмма.
Фонограмма. Искусство не умрёт и не может умереть, как бы там ни старались (с гневом) Чернышевские, Писаревы…
Микрофон. Алексей Константинович Толстой активно участвовал в хлопотах о возвращении из ссылки Тараса Шевченко… вступился за Тургенева, обвинявшегося в сношениях с «лондонскими пропагандистами», то есть с Герценом и Огарёвым, попытался смягчить судьбу ненавистного ему Чернышевского. Именно ему принадлежат слова, обращённые непосредственно к императору: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского».
Чтец (мелодекламация).
Двух станов не боец, а только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами –
Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!
Фонограмма. Александру Второму. Перевод с французского. Что же касается до Вас, государь, которого я никогда не перестану любить и уважать, то у меня есть средство служить Вашей особе, и я счастлив, что могу предложить его Вам: это средство говорить во что бы то ни стало правду, и это – единственная должность, воможная для меня и, к счастью, не требующая мундира.
Микрофон. А что такое правда?
На сцене три богатыря и служанки сцены.
Богатыри. Ах ты гой еси, правда-матушка!
Первый. Велика ты, правда, широко стоишь.
Второй. Ты горами поднялась до поднбесья,
Третий. Ты степями, государыня, раскинулась,
Второй. Ты морями разлилася синими,
Первый. Городами изукрасилась людными,
Третий. Разрослася лесами дремучими!
Богатыри.
Не объехать тебя в сто лет,
Посмотреть на тебя – шапка валится.
Служанки сцены.
Посмотреть выезжали молодцы,
Какова она, правда, на свете живёт?
Богатыри.
Посмотрели добры молодцы,
Покачали головами удалыми
И вернулись на свою родину.
Служанки сцены.
А вернувшись на свою родину,
Всяк рассказывал правду по-своему.
Богатыри. И поспорили братья промеж собой,
Первый. И вымали мечи булатные.
Второй. И рубили друг друга д смерти.
Третий. И, рубяся, корились, ругалися
Богатыри. И брат брата звал обманщиком.
Служанки сцены.
Наконец полегли до единого
Все семеро братьев удалых.
Первый.
Умирая ж, каждый сыну наказывал,
Рубитися наказывал д смерти,
Второй. Полегти за правду за истину.
Третий. То ж и сын сыну наказывал.
Мимическая сцена – скрещенные мечи.
Микрофон.
И доселе их внуки рубятся,
Всё рубятся за правду за истину,
На великое себе разорение.
Фонограмма. Я понимаю, отчего натуры такие глубоко печальные, как Мольер и Гоголь, могли быть такими комиками.
Смотрите также
Византийская культура и ее особенности
...
Эргономические требования к организации рабочего места
Эргономика – наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для ...