Как тут удержаться от искушения и не процитировать роман Жана-Луи Кюртиса "Молодожены": " .бульварный театр" все чаще предлагает сегодня парижанам "грубый комбикорм культуры для жвачных мелких буржуа вперемешку с панированными блюдами из меню интеллигенции". Сказано зло, но— увы! — справедливо.
Однако — и это еще один парадокс нынешней театральной ситуации — не только "бульварный театр" идет навстречу искусству для избранных, но и так называемый "экспериментальный театр" все чаще подпадает под влияние массовой культуры.
События конца 60-х— начала 70-х годов вывели на французскую сцену целую плеяду молодых режиссеров-экспериментаторов. Самоотверженно шли они на штурм буржуазной культуры, бесстрашно атаковали все ее "признанные ценности", стремясь к решительному обновлению языка сцены. Вероятно, в какой-то степени их эксперименты оказали воздействие на театральное искусство и, что очевидно, определенным образом повлияли на театральную инфраструктуру Парижа. Сейчас во многих театрах французской столицы —таких, какШайо, Одеон, д'Орсэ, Атеней, Люсернер и других,— наряду с большими залами открыты малые, экспериментальные. В Париже ныне существует около шестидесяти кафе-театров, которые зачастую превращаются в некие театральные лаборатории. Эксперимент, таким образом, стал признанной частью парижской театральной повседневности. И именно поэтому оказался ею прирученным и мало-помалу ассимилированным, хотя это обстоятельство далеко не всегда осознается организаторами подобных начинаний.
Вот пример Жозе Вальверда. Несколько лет назад Вальверд руководил Театром Жерара Филипа в Сен-Дени— одним из самых значительных и политически активных театральных коллективов парижских предместий, так называемого "Красного пояса" французской столицы. Сейчас, говорил мне режиссер, перед современной французской сценой открыт лишь один путь — путь непрерывного эксперимента. Это позволит заново ощутить возможности театра, поможет ему пережить нынешние трудные времена.
С помощью небольшой субсидии Вальверду удалось открыть поблизости от знаменитого Центра Помпиду экспериментальный Театр Эссейон, название которого (буквальный перевод слова "essayer" — пробовать, испытывать) сообщает о его целях. Театр занимает подвальное помещение старинного дома, где некогда, в XVI веке, располагался трактир "Золотой орел". Два его маленьких зальца дают приют самым различным экспериментальным микротруппам и помогают им сводить концы с концами. В одном из них я познакомился с работами трех разных актерских содружеств. Спектакли шли один за другим (в иные вечера в двух залах Эссейона дается шесть представлений), и это обстоятельство определенным образом сказалось на впечатлениях вечера.
Передо мной прошли три совершенно разных мини-постановки, резко различающиеся по жанру, сценической атмосфере, колориту актерской игры. И вместе с тем они без особого усилия могли быть восприняты как три акта одного и того же спектакля, ибо были объединены общим чувством реальности, общим настроением. Казалось, их создатели использовали сцену главным образом для того, чтобы разными способами публично изжить чувство страха перед жизнью и в то же время скрыть от нас, зрителей, настроение безнадежности.
Смотрите также
Византийская культура и ее особенности
...
Европейская культура эпохи Средневековья
...
Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...