Качество учебного процесса по воспитанию «пластической культуры актера» зависит от наиболее целесообразного распределения предметов кафедры сценического движения в учебном плане театрального учебного заведения. Практика выявила следующее наиболее удачное распределение часов по предметам и семестрам.
Программа предмета состоит из упражнений, распределенных по 16 темам. Каждая тема решает свои специфические задачи в обучении навыкам и совершенствует психофизические качества актера и режиссера.
ТЕМЫ
1. Вводные упражнения.
2. Бег, дыхательные и заключительное упражнения.
3. Общеразвивающие упражнения.
4. Ритмические упражнения.
5. Совершенствование осанки и походки.
6. Совершенствование координации движений с речью и пением.
7. Совершенствование равновесия.
8. Акробатические прыжки.
9. Совершенствование выразительности рук. 10. Прыжки бытового типа. П. Сценические падения.
12. Сценические переноски.
13. Приемы сценической борьбы.
14. Стилевые действия и этикетные навыки.
15. Этюдные упражнения.
16. Импровизационные упражнения.
Чтобы материал перечисленных тем был усвоен наилучшим образом, необходимо предварительно планировать учебный материал по семестровым рабочим планам. Поскольку в III и IV семестрах занятия проводятся по два раза в неделю, есть смысл распределить обучение на пять периодов с таким расчетом, чтобы количество часов в них было одинаковым. Первый период — четыре месяца, а последующие — по два, но с удвоенным количеством часов. В рабочих помесячных планах должны быть указаны часы на теоретические беседы, на практику и на зачеты. Планировать учебный материал нужно так, чтобы в начале подготовки основное время отводилось на развитие качеств и различные подготовительные упражнения к сложным навыкам, а изучались бы наиболее простые двигательные сценические умения. Вторая половина обучения посвящается освоению и тренировке в двигательных навыках сценического типа. В самом конце курса есть упражнения этюдной формы, дающие возможность использовать полученные навыки в сценической ситуации и импровизации, ставящие своей задачей проверить общую подготовленность учеников.
Педагогам, особенно начинающим, рекомендуется взять в основу предложенные учебником типовые рабочие планы, но самостоятельно разработать помесячные. Благодаря этому можно точно определить содержание и количество упражнений, применительно к тому количеству часов, которое отводится на предмет в каждом месяце учебного года. Количество часов в каждом месяце будет разное, если учитывать их для каждой учебной группы. Эта разница образуется из-за неодинакового количества дней в месяцах, праздников, падающих на дни недели, и различных дополнительных причин.
Для точного подсчета следует в феврале изъять семь дней, отведенных на каникулы, в первом периоде — первые два часа на вводную беседу и последние два часа на зачет, в третьем периоде последние два часа на контрольный урок, в пятом — на зачет.
На вступительной беседе преподаватель должен рассказать учащимся о целях и задачах предмета, дать понятие о его содержании и сообщить организационные требования: о явке на урок, костюме, обуви и распорядке на самом уроке.
Типовые планы на пять периодов
I период. Проводятся двухчасовые уроки по одному разу в неделю. Всего 16 уроков, 32 часа. Период охватывает февраль, март, апрель и май.
Темы: Вводные упражнения. Дыхательные. Общеразвивающие. Ритмические. Совершенствование осанки и походки. Координация движений, равновесие. Развитие выразительности рук. Подготовительные упражнения к падениям и падение № 1. Групповые переноски по 7 и 5 человек. Акробатические упражнения. Заключительные упражнения.
Смотрите также
Современность, культура, молодежь
...
АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции
спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность
к формализму. Я полагаю, ...
Что делает человека эффективным лидером
Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теори ...