Преподаватель должен обладать актерскими способностями, он должен быть заразителен и убедителен во всем том, что требует от учеников. Необходимо, чтобы он в совершенстве владел всеми упражнениями предмета; во многих из них надо осмысленно и выразительно действовать, что недоступно человеку, лишенному актерских данных, знаний и практического опыта игры. Если упражнение требует показа, то показ должен быть совершенен по форме.
Преподаватель театрального вуза должен не только понимать природу актера; нужно, чтобы он сам практически был профессиональным актером, хотя бы он и не работал в театре.
Преподаватель по движению — всегда режиссер. Он должен уметь видеть и чувствовать объект работы в целом, перспективу развития каждого ученика в процессе воспитания и в его последующей профессиональной работе в театре. Кроме того, совершенно необходимо, чтобы он владел технологией предмета применительно к театрально-постановочной работе, где он может выполнять не только консультационную, но и режиссерскую работу. &га деятельность всегда повышает его квалификацию, держит его в курсе развития драматического искусства и весьма активно повышает его авторитет в глазах учеников.
Преподаватель должен иметь хотя бы начальное музыкальное образование: как минимум нужно знать музыкальную грамоту, уметь хотя бы примитивно анализировать музыкальное произведение и быть абсолютно ритмичным. Желательно, чтобы педагог владел каким-нибудь музыкальным инструментом или пел. Все это позволит ему верно общаться не только с концертмейстером на уроках, но и вести работу тренировочного и постановочного типа в музыкальном учебном заведении и театре.
Авторитет учителя зависит от результатов подготовки учеников. Он создается работой, отношением к ученикам и глубокими знаниями. Однако бывает, когда на уроке — хороший порядок, поддерживается дисциплина, но содержание тренажа ничего общего с будущей профессией не имеет. Тренаж превращается в бессмысленную трату времени и сил учеников, у которых в результате не будет нужной подготовки: такой педагог, несмотря на внешнее благополучие, никогда не будет авторитетен. Пользы учащимся и театру он не принесет. Иногда пытаются создать авторитет общими разговорами, внешне деловой обстановкой и тому подобным педагогическим очковтирательством.
Педагог должен быть образцом поведения с точки зрения внешней культуры. Костюм, прическа, обувь, осанка, походка, жесты и чистота речи, ее лаконизм — все это имеет большое значение. Преподаватель по движению должен давать уроки в обычном костюме, на уроках почти нет показа, а то, что показывается, не требует спортивной формы. Костюм педагога должен быть скромен, современен и выполнен с хорошим вкусом. Педагог должен импонировать студентам своим внешним видом. Преподаватели-женщины должны быть модно, элегантно, но скромно одеты и обязательно хорошо причесаны.
В основе педагогического успеха лежит умение учить профессии, быть в общении с учениками искренним, правдивым и доброжелательным (что на мешает быть строгим), общаться с ними не только на уроках, но и в жизни. Надо уметь быть им старшим товарищем и добрым советником.
Смотрите также
УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку.
Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже…
Акимов ...
АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции
спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность
к формализму. Я полагаю, ...