5. Самостоятельное построение этюда на сценическую задачу с учетом фразировки и движения.
Первоначальные упражнения строятся на несложном движении - ходьба, бег и т.п. Музыкальная фразировка отражается или изменением направления, или вступлением новой группы участвующих на каждую новую фразу, или фигурным построением, в котором фразы движения соответствуют музыкальным фразам и в их логической связи и в определенной пространственной планировке.
Например:
Музыкальная фразировка
Фразы обозначены дугой. Предложения - чертой. Цифра внутри дуги обозначает тактовое строение фразы, то есть количество заключенных в ней тактов.
Движение - исходное положение - круг.
На 1-ю фразу - круг суживается (движение к центру).
На 2-ю фразу - круг расширяется (движение от центра).
На 3-ю фразу - круг движется вправо.
На следующее предложение то же, только в обратном направлении: расширение - сужение круга - движение влево.
(Участвующие пересчитываются на 1, 2, 3, 4).
На третье предложение - перестройка:
1-я фраза - все четвертые номера образуют шеренгу.
2-я фраза - все третьи номера образуют шеренгу впереди четвертых.
3-я фраза - все вторые номера образуют шеренгу впереди третьих.
4-я фраза - все первые номера образуют шеренгу впереди вторых.
На четвертое предложение - гимнастическое движение на месте:
1-я фраза - движение рук.
2-я фраза - движение корпуса и ног (на выпад).
3-я фраза - прыжок.
4-я фраза - финал. Фиксированное движение, различное для четырех шеренг (несложная пирамида).
Движение внутри фразы вовсе не всегда должно соответствовать точному ритмическому рисунку музыкальной фразы. Оно может иметь и иной ритмический рисунок, давая таким образом как бы «полиритмию». Но объем и музыкальной фразы и фразы движения, то есть их границы, должен совпадать, иначе упражнение потеряет всякий смысл.
В дальнейшем работа идет над фразировкой движения путем построения «мотивов», «фраз», «предложений» и, наконец, «периодов» уже без помощи музыки, руководствуясь задачами, определяющими эти моменты структуры. Движение дается преподавателем, а учащиеся определяют «фразу» движения, быстро схватывая ее задачу и четко повторяя группу движений, ее составляющих. Задачи могут быть и тренировочные (гимнастические или танцевальные) и сценические. Затем учащиеся самостоятельно строят на данный пример музыкальной фразировки соответствующую «фразировку» гимнастического и танцевального движения. Такие самостоятельные работы чрезвычайно развивают ориентировку и укрепляют приобретенные навыки анализа и музыки и движения. И наконец, учащиеся самостоятельно строят этюды на данную музыкальную фразировку, где фразы движения определяются задачами действия.
В процессе работы над фразировкой необходимо добиваться максимальной свободы движения внутри фразы. При точности границ и четкости рисунка движение, заключенное в эти точные рамки, тем не менее должно сохранить и свой смысл, и свой характер, и окраску, то есть содержание движения не должно отрываться от его формы. Иначе может получиться механизированное, утратившее свой смысл нарочитое движение, развивающее дурные навыки скованности и мускульного «зажима».
Работа над фразировкой музыки и движения развивает, с одной стороны, умение ориентироваться в строении музыкальной речи, а с другой - навык логической, осмысленной организации движения.
Благодаря этим навыкам чрезвычайно повышается и обостряется «ритмичность», то есть умение организовать свое поведение, умение быстро и легко находить верные соотношения отдельных моментов движения, слагающих осмысленные «куски».
Затем следует работа над анализом структуры музыкального произведения в его целом и над построением на его основе законченного процесса движения.
Музыкальное произведение по своей структуре представляет собой законченное целое, в котором, однако, можно различить слагающие его части.
«Часть» - это музыкальный термин, которым обозначается отрезок музыкального произведения, имеющий самостоятельный, законченный смысл и определяемый самостоятельным музыкальным материалом. Части музыкального произведения логически связаны друг с другом, но каждая представляет собою настолько органично законченное целое, что может быть исполнена отдельно, не утрачивая при этом своей осмысленности (например: сплошь и рядом исполняется одна часть фортепьянного концерта, или трио, или сонаты).
Смотрите также
Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований
отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить
чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...
Византийская культура и ее особенности
...
Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...