Простые искусства неизобразительного ряда и их скрещения Искусство рукописной книги
Искусство ручной орнаментации Прикладное искусство Доиндустриальная архитектура Архитектура средств передвижения Садово-парковое искусство Динамические формы архитектурного творчества
Искусство печатной книги Орнаментальный дизайн Промышленное искусство (дизайн) Дизайн-архитектура Транспортный дизайн
Градостроительное искусство
Пространственно-временные искусства Синкретические и синтетические искусства Временные искусства Синкретические и синтетические искусства
Искусство актера в театре теней
Искусство дрессировщика пантомимиста
Искусство иллюзиониста Драматическая актерская пантомима Искусство режиссера
Музыкально-словесное искусство актера
Искусство диктора Ораторское искусство (красноречие) Художественная публицистика
Объединение изображения и слова
Искусство чтеца Устная литература Письменная литература
Актерски-танцевальные образования
Мусический комплекс в первобытном искусстве и фольклоре Словесно-музыкальные образования Связь мусического и технического комплексов в первобытном искусстве и фольклоре
Импровизационно-драматический театр
Литературно-драматический театр
Телеискусство
_ Радиоискусство
Светокинетическое искусство
Балетный театр
Мусический комплекс в первобытном искусстве и фольклоре Оперный театр и оперетта Связь мусического и технического комплексов в первобытном искусстве и фольклоре
Танцевально-актерские образования
Музыкально-словесные образования
Искусство жонглирования Искусство дресировщика-хореографа Спортивный танец Танец в обычном смысле слова Искусство балетмейстера
Слияние танца и музыки Музыкальное исполнительство Музыкально-импровизационное творчество Композиторское искусство Объединение музыки с движущимся светом (цветом)
"Известно, что комедии пишутся только для того, чтобы их играли, вот почему я советую читать эту пьесу только тем, у кого достаточно зоркие глаза, способные за текстом увидеть представление".
(Ж.-Б. Мольер).
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА, КАК ВИД ЭМОЦИОНАЛЬНО-УЧЕБНЫХ ИГР.
Пространственно-временные искусства по своим принципам организации, правилам и формам, безусловно, относится к эмоционально-учебным играм.
Вспомним формулировку понятия "игра" данную Юзенгой: "С точки зрения формы . игру можно определить как свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие, лишенное какой бы то ни было материальной заинтересованности и целесообразности, которое совершается в определенно очертаном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно окружающих себя тайной или подчеркивающих благодаря переодеванию свою особенность в обычном мире повседневности".
Это описание игрового принципа может, относится и к драматической игре, поскольку в ней наличествует и вымысел, и маска, и ограниченность пространства и времени, и условность.
Остановимся на основных параметрах пространственно-временных искусств, как игры.
Мимесис
(подобие). Драматическая игра имитирует поведение людей. Актер всегда прибегает к маске, даже в тех случаях, когда открыто, указывает на нее пальцем.
Агон
(соревнование). Соперничество, комический или трагический конфликт - одна из основных движущих сил драматической игры. Соотношение играющие - зритель есть также соотношение соперничества
Алеа
(шанс). В драматической игре (при всей заданности результата на финал) шансы на победу у актеров, в отличие от персонажей, равны.
Иллинкс
(головокружение). Драматическая игра не играет в физическом смысле со зрителем, манипулируемым до головокружения, зато она прекрасно симулирует головокружительные психологические ситуации. Идентификация и катарсис в таком случае подобны "постепенному соскальзыванию к удовольствию" (Роб-Грийе).
Множеству пространственно-временных форм соответствует разнообразие материальных, социальных и эстетических условий, объединяющих в единое целое примитивный обряд и высокотехнологичное телевидение, танец и кинематограф, средневековую мистерию и синкретический спектакль индийской театральной традиции.
Смотрите также
Европейская культура эпохи Средневековья
...
АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции
спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность
к формализму. Я полагаю, ...
Древняя Византия
Византийское государство оформилось в
результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно
просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы
К ...