Товарищ: Паяц, тебя ищет полиция.
Паяц: Меня ищут в больницу? Зачем?
Я здоровый, не хвораю.
Товарищ: Нет, не в больницу, а в полицию.
Тебя нужно сдать в солдаты.
Паяц: Меня в собаки?
Как я шкуру потерял, и брехать не умею.
Товарищ: Да не в собаки, а в солдаты.
Ты будешь служивый.
Паяц: Я с пружиной?
А где меня будут заводить?
Товарищ: Да нет, ты не понимаешь.
Паяц: Как я не поймаю?
Кого хочешь, того и поймаю.
Русская народная драма 19 века.
Есть профессии, в которых все специалисты: футбольный тренер, гинеколог и режиссер.
Об этих профессиях все знают все, всем знаком предмет, все знают, как надо поступать в том или в ином случае и каждый готов помочь вам собственным сногсшибательным рецептом достижения успеха. Многие даже пытаются следовать собственным советам. Ведь все лементарно просто - режиссер от французского слова разводящий, разведи актеров по сцене или съемочной площадке . и всех делов. Но почему-то Феллини и Мейерхольды появляются не каждый день. Именно из этого обстоятельства проистекает другое заблуждение, касающееся режиссерской профессии -" Талант как деньги, если есть, так есть", и потому никакой теории, никаких особых навыков режиссеру не нужно. Ну, может быть немного технологии. И вот уже стройные ряды дилетантов устремились в атаку на зрителя со сцены и экрана. Зритель глядит, позевывает, почесывается и приходит к выводу, что и он может не хуже и т.д. и т.п. круг замкнулся, - есть профессии, в которых все специалисты .
Что же такого особенного должен уметь и знать режиссер?
Многим он представляется как:
"Гармонист Фадей,
Жонглер факелами.
На лбу самовар с углями,
Огонь будем жрать,
Шпаги глотать,
Цыпленок лошадь сожрет,
Из глаз змей поползет .".
(Русская народная драма 19 в.)
Когда моя дочь училась в первом классе, учительница проводила опрос на предмет выяснения рода деятельности родителей.
- У тебя папа кто? - вопрошает Педогогиня.
- Шофер! - отвечает Малыш.
- А что он делает на работе? - опять любопытствует Учительница.
- Водит машину.
- А у тебя папа кто? - это уже вопрос моей дочери.
- Режиссер!
- ???
- Режиссер .
- Ну, и что он делает на работе?
- На всех кричит!!!
Чего греха таить, крик и топанье ногами, являются неотъемлемыми составляющими нашей профессии. Но это не признак избыточной эмоциональности, это признак бессилия. Потому, что, как когда-то в сердцах воскликнул Эльдар Рязанов " в этой стране кино снимают шофера", потому что у тебя уже не осталось иных средств, что бы добиться того, ради чего ты собственно пришел в эту профессию, что бы заставить окружающих делать то, ради чего они тут собрались. Кино, театр, телевидение - искусства коллективные, и режиссеру помогают, или делают вид, что помогают, толпы народа. Они, как правило, всю ответственность за результат работы возлагают на режиссера. И хорошо еще, если при этом считают что пришли заниматься творчеством. Многие вообще отрабатывают "свой номер" исключительно ради "хлеба насущного". А режиссер . что ж режиссер "руководит процессом и несет ответственность", в том числе и за свое и чужое неумение, он обязан довести творческую работу до победного или не очень победного конца. Как он это делает? А вы спросите у актеров, у так называемого творческого, административно-творческого, творческо-технического состава. Ответ последует незамедлительно - "на всех кричит".
Нередко режиссер представляется окружающим эдаким знахарем, либо шарлатаном, либо гуру, владеющим какими-то одному ему известными секретами, либо и тем, и другим, и третьим одновременно.
"Я доктор,
С Кузнецкого моста пекарь, лекарь и аптекарь.
Когда приходят большие господа,
Я их лечу удачно всегда,
Живо их, что делать, научу-
Иногда вместо хины мышьяку всучу.
Ко мне людей ведут на ногах,
А от меня везут на дрогах,
А каких принесут на руках,
Так тех везут на погост на санях".
(Русская народная драма 19в.)
Итак, что же делает режиссер, и как он это делает. О, это совсем просто. Это - банальные
истины.
Это как алфавит.
"Я хочу, что бы молодые люди, которые только что, как новички, приступили к живописи, делали то же самое, что, как мы видим, делают те, которые учатся писать. Они сначала учат формы всех букв в отдельности, то, что у древних называлось элементами, затем учат слоги и лишь после этого - как складывать слова" - писал Леон Баттиста Альберти в трактате "Десять книг о зодчестве". Речь пойдет о том, как писать буквы, составлять слога и слова в режиссуре. Человек, который может писать, может написать поэму, но человек не умеющий писать . Это элементарно простая задача - научиться делать табуретки. И лишь когда вы будете уверенны, что это именно табуретка, и стоит она на четырех ногах, и гарантированно не упадет, лишь тогда позволительно приступать к художественной резьбе по ней. Иначе это будет всего лишь штабель испорченных досок.
Смотрите также
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг
«Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык
и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных
нами ...
Европейская культура эпохи Средневековья
...
Древняя Византия
Византийское государство оформилось в
результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно
просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы
К ...