Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства
известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не
естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так
называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко
использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь
и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.
Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или
сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск
неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее
пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей.
Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от
нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и
красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах
главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,
земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.
Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6
в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики
с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.
Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене
исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под
фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости
византийского императора.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и
переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода
пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно
сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками
золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады,
великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу
церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной
трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и
даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре
и живописи, определилась ведущая линия развития византийского
искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.
Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в
формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в
меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие
варварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.
Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла
Смотрите также
Мораль и религия
Актуальность. В настоящее время в российском обществе
происходит определённая "переоценка ценностей". Вместо прежней
системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утв ...
УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку.
Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже…
Акимов ...