Упражнения этого раздела лучше выполнять в масках, чтобы, отвлекшись от индивидуальной мимики, целиком сосредоточиться на пластике тела. Маски — нейтральные. Они могут быть приготовлены простейшим способом — картон, марля.
1. Физические данные
. Выполнение простейшего рисунка исполнителями с различными, лучше контрастными, данными (А
). Переход ручья по воображаемому бревну. Тяжелый переход усталого человека. Проходка с прихрамыванием . Педагог обращает внимание, что один и тот же рисунок по-разному окрашивается в зависимости от физических данных актера.
2. Упражнение повторяется еще раз с задачей отбора
тех исполнителей, чьи физические данные наиболее отвечают пластической задаче
(Р
). Вывод: в случаях, когда режиссер свободен в выборе, для выполнения пластической задачи отбирается исполнитель с соответственными физическими данными.
3. Упражнение выполняется еще раз с задачами на преодоление
: легкие проходки предлагаются наиболее грузным актерами наоборот (Р
). Преодоление достигается через приспосабливание исполнителя к рисунку и рисунка к исполнителю.
4. То же в более сложных рисунках (А
). Перестрелка в горах . (Обыгрываются столы и стулья и, если возможно, игровые станки.) После того как предложен и выполнен рисунок этюда в одном варианте, заменяются исполнители сначала на более соответствующих по физическим данным, потом — на преодоление.
5. Всей группе предлагается пройти через сцену с ложно отвлекающей задачей (например, выполняя упражнение на внимание из программы I курса актерского факультета). Педагог про себя выделяет несколько студентов, в чьей походке особенно подчеркнут центр тяжести
тела. Этих нескольких преподаватель высылает за дверь. Он обращает внимание на наличие различных центров тяжести в индивидуальной пластике каждого человека. Удаленных возвращают и после отвлекающего маневра (другого задания на внимание) они проходят по одному через сцену. Студентам предлагается «поменяться центрами тяжести» — «передразнить» походки друг друга.
6. Прогулка(в конкретных предлагаемых обстоятельствах — парк, музей, пляж ) с ощущением центра тяжести в разных частях тела: лоб, затылок, плечи, грудь, живот, таз, ноги. Ощущение центра тяжести в районе солнечного сплетения как норма. То же в сюжетных этюдах по предложению студентов.
7. Индивидуальная пластика и физическое состояние
(А
). Один и тот же рисунок при разных физических условиях. Двое готовят выставку . Холодно. Жарко. После бессонной ночи. Оба простужены, с высокой температурой. Здесь рекомендуется нарочито точное воспроизведение общего режиссерского рисунка и исполнение каждой парой этюда в двух контрастных вариантах.
8. Пластика и костюм
(А
). Два посетителя в музее . Зависимость пластики от костюма. Этюд исполняется дважды — с обменом деталями костюма. Новый и старый пиджак. Узкий и широкий пиджак. Старомодное и модное пальто.
9. То же в своих костюмах. Заданное отношение к костюму
. Перемена отношения к костюму обозначается хлопком педагога без остановки этюда.
10. Толщинки
. Этюды на произвольные темы с постепенным увеличением пластической нагрузки
. Оба исполнителя обложены толщинками. Сначала опыт производится на полных фигурах. Предостережение против утрировки. Затем на худых. Преодоление трудностей, связанных с обживанием толщинок и пластики полной фигуры для исполнителя, отличающегося худобой.
11. Пластика и предмет реквизита
. Встреча двух знакомых, очень заинтересованных друг в друге . У одного в руке — зонт, у другого — два арбуза. При вторичном исполнении этюда точно воспроизводится каждым свой рисунок, исполнители меняются только предметами реквизита. Другие этюды по этому типу.
12. Комплексное: окраска одного и того же общего рисунка индивидуальной пластикой, связанной с физическими условиями, костюмом, предметами реквизита
.
13. Три круга внимания
(по Станиславскому)[27]. Пластика, обусловленная тремя кругами внимания. Этюды, где действие происходило бы на открытом пространстве. В поле. На берегу моря . С частой сменой объектов и кругов внимания (А, Р
).
14. Три круга движения
Смотрите также
Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...
Структура отчета об изменении капитала
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №3 «Отчет об изменениях капитала». В ней отражаются показатели, характеризующие формирование уставного, добавочного и резервного капи ...
Эргономические требования к организации рабочего места
Эргономика – наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для ...