Например, если спина у вас не совсем прямая, то ребра не могут открываться должным образом, и движение в нижней части грудной клетки затруднено. Неровность позвоночника неизбежно означает впалость верхней части грудной клетки. Если сознательно принять такую позу, то видно, что открыть ребра невозможно, а это в свою очередь пагубно влияет на звук и на уверенность в своих силах.
Если даже основание спины находится в нормальном положении, но плечи выдвинуты вперед, то голова естественно откидывается назад, для поддержания равновесия.
Вы обнаружите, что резонирующее пространство в шее полностью сдавлено, следовательно усиление голоса почти невозможно. Полезно нарочно занять такую позицию и самому почувствовать производимый эффект. Вы также увидите, что одно напряжение переходит в другое: напряжение в пояснице отзывается напряжением в плечах; например, напряжение в задней части шеи порождает напряжение в передней части, где расположены гортань и связки, т. е. место, где особенно нежелательно напряжение, так как это способно исказить голос. Напряжение здесь переходит в челюсть, а это, в свою очередь, сказывается на задней части языка и неба. Я специально задерживаю внимание на этих видах напряжения, ибо так легче понять их действие. Мало кто страдает этим в гипертрофированной форме, но каждый имеет это в той или иной степени. Все это влияет на голос и мешает актеру установить связь с публикой, которая в таком случае не сможет получить удовольствия от спектакля, а ведь в этом смысл любого зрелища.
Поскольку напряжение ограничивает использование резонирующего пространства, то ограничены и возможности дыхания. Как я уже отмечала, хорошее звучание скрипки зависит от правильного использования смычка. Таким же образом вы зависите от дыхания и от того, как вы им пользуетесь.
На приведенной схеме вы можете видеть значительное пространство для движения в нижней части грудной клетки, где ребра сходятся с позвоночником. Если сосредоточить дыхание в верхней части грудной клетки, то, чтобы заставить двигаться всю клетку, необходимо приложить усилие. Это делает ваш голос фальшивым.
Вы, конечно, должны научиться дышать без усилия. Если вы дышите нижней частью грудной клетки, где расположены желудок и диафрагма, то все ваше тело становится частью звука. Если вы дышите верхней частью — голос будет отражать лишь часть вашего тела. Таким образом, физический аспект звука влияет на его эмоциональный эффект.
Энергию голоса почти всегда можно найти с помощью упражнений, но сами упражнения бессмысленны без правильного их понимания.
Также понятно, что релаксация (расслабление) зависит от дыхания, а дыхание от релаксации, .вот почему нужно выполнять оба типа упражнений в комплексе.
И еще два замечания перед тем, как перейти к собственно упражнениям. Первое — о дыхании. Не следует выполнять этот тип упражнения поспешно. Как только вы почувствуете, что все идет нормально, темп выполнения можно ускорить.
Второе — релаксация. Это все очень индивидуально, и здесь нельзя быть совершенно уверенным в том, что указания поняты вами правильно. В данном случае я предпочитаю использовать слово «свободный», а не «расслабленный». Надо научиться отличать нужное напряжение от ненужного. То напряжение, которое вы хотите получить в тот или иной момент, является необходимым, а то, которое не хотите — ненужное, ибо это всего лишь пустая энергия. Поэтому вы должны знать функции мышц — это особенно трудно, когда вы работаете с шеей. Потом, во время выполнения упражнений на развитие мышц губ и языка, вам будет трудно расслабить шею в момент напряжения мышц губ и языка.
Смотрите также
Эргономические требования к организации рабочего места
Эргономика – наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для ...
Мораль и религия
Актуальность. В настоящее время в российском обществе
происходит определённая "переоценка ценностей". Вместо прежней
системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утв ...
ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно
и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Станиславский
В предыдущих част ...